Joe Dassin - полное имя Джо́зеф А́йра Дассе́н, англ. Joseph Ira Dassin; 5 ноября 1938 — 20 августа 1980) — франко-американский певец, композитор и музыкант еврейского происхождения.
Джозеф Айра Дассен (тогда Да́ссин) родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке в семье актёра еврейского театра, в будущем известного кинорежиссёра Жюля Дассена (тогда Джулиус Дассин; 1911—2008) и скрипачки Беатрис Лонер-Дассен (Béatrice Launer-Dassin, 1913—1994). Дед Дассена по отцовской линии — Сэмюэл Дассин — иммигрировал в США из Одессы. Родители Джо познакомились в летней колонии рабочей еврейской молодёжи в Катскильских горах, где Джулиус Дассин ставил одноактные пьесы, а Беатрис Лонер играла на скрипке в сопровождающем спектакли оркестре; расписались в 1933 году. Уроженка Нью-Йорка (чей отец иммигрировал в США в одиннадцатилетнем возрасте из Австрии) и выпускница еврейской школы в Бронксе, Беатрис Лонер продолжила обучение в Джулиардской школе музыки под руководством британского скрипача и педагога Харольда Беркли, но оставила музыкальную карьеру после замужества. После старшего сына в семье родились две девочки — Рики (Ришел, род. 1940, впоследствии автор слов к песням своего брата и других исполнителей) и Джули (род. 1945, впоследствии актриса второго плана).
Во время маккартистской «охоты на ведьм» семья перебралась из США в Европу. Джозеф учился в Institut Le Rosey в Швейцарии, затем вернулся в США, где окончил университет в Анн-Арборе (штат Мичиган). В 1958 году его отец режиссёр Жюль Дассен попросил сына записать несколько песен к фильму «Закон» с участием Джины Лоллобриджиды. В 1959 году диск-сорокапятка с этими песнями вышел на фирме грамзаписи Versailles.
В 1964 году подруга Джо (впоследствии его первая жена) Мариз Массьера тайком от него передает пленку, где он поет песни, аккомпанируя себе на гитаре, в звукозаписывающую компанию. Вскоре Джо выпускает первую пластинку, а два года спустя — первый альбом, «Джо Дассен в Нью-Йорке». В 60-е годы к нему приходит первый успех: Les Dalton, Guantanamera, Siffler sur la colline и Les Champs-Élysées.
В течение следующих десяти лет он выпускает ещё целый ряд успешных песен, среди которых L’Amérique, Le Moustique, Si tu t’appelles mélancolie, L'Été indien и Le Café des trois colombes. Джо Дассен популярен не только во Франции, но и за рубежом; он записывает песни на разных языках: на французском, английском, немецком, испанском, итальянском и греческом.
В 1975 году музыкальный директор Жак Пле замечает тандем Кутуньо — Паллавичини (композитор и автор слов). Постоянные авторы текстов песен Дассена Клод Лёмель и Пьер Деланоэ пишут на мелодии Тото Кутуньо французские тексты. Так появляются знаменитые Et si tu n`éxistais pas, Salut и французский хит лета 1975 года L`été Indien (фр. «Бабье лето»). За три последующих года сотрудничества Кутуньо с Джо появятся ещё 6 песен, в том числе рекордно длинная (продолжительность 12 мин) композиция Le jardin du Luxembourg. Большинство песен на музыку Кутуньо, однако, являются адаптациями уже существующих итальянских композиций, записанных самим Кутуньо с его группой.
В конце 1970-х гг. напряжённая семейная ситуация, плохой образ жизни и сложный график работы подкосили здоровье Джо окончательно. От рождения у него было слабое сердце, в последние годы певец перенёс несколько приступов и одну крупную операцию на сердце. Несмотря на это, он всю жизнь курил и употреблял алкоголь. Певец скоропостижно скончался от сердечного приступа в ресторане во время отпуска на Таити 20 августа 1980 года. Похоронен 27 августа на еврейском участке «Beth Olam Mausoleum» кладбища Hollywood Forever в Лос-Анджелесе, где ранее были похоронены его бабушка и дедушка.
Джо Дассен оставил у знавших его людей преимущественно положительные впечатления. По воспоминаниям программного директора RTL Моник Ле Марси Дассен был очень обаятелен и красив, а также обладал такими качествами, как застенчивость, замкнутость и любезность[8]. Не обделён был Дассен и чувством юмора, а также, по словам Ле Марси, был человеком «с огоньком». Аналитичность ума, тактичность, внимательность и скорейший переход от слов к делу были неотъемлемыми качествами Джо.
По воспоминаниям художественного директора Жака Пле Джо Дассен — отличный музыкант, любящий качественную работу и обладающий тонким музыкальным чутьём. В процессе записи музыки компаньоны буквально понимали друг друга с полуслова и взгляда. Для подготовки к записи альбома Жак Пле слушал около 2—3 тысяч сторонних песен, из которых отбирал не более 15, которые, в свою очередь, уже прослушивал Дассен. После прослушивания Пле и Дассен начинали обсуждение услышанных композиций, что-то по ходу добавляя своё и в то же время придумывая аранжировки.
Et si tu n'existais pas, Dis-moi pourquoi j'existerais. Pour traîner dans un monde sans toi, Sans espoir et sans regrets.
Et si tu n'existais pas, J'essaierais d'inventer l'amour, Comme un peintre qui voit sous ses doigts Naître les couleurs du jour. Et qui n'en revient pas.
Et si tu n'existais pas, Dis-moi pour qui j'existerais. Des passantes endormies dans mes bras Que je n'aimerais jamais.
Et si tu n'existais pas, Je ne serais qu'un point de plus Dans ce monde qui vient et qui va, Je me sentirais perdu, J'aurais besoin de toi.
Et si tu n'existais pas, Dis-moi comment j'existerais. Je pourrais faire semblant d'être moi, Mais je ne serais pas vrai.
Et si tu n'existais pas, Je crois que je l'aurais trouvé, Le secret de la vie, le pourquoi, Simplement pour te créer Et pour te regarder.
Salut
Salut, c'est encore moi! Salut, comment tu vas? Le temps m'a paru tres long Loin de la maison j'ai pense a toi.
J'ai un peu trop navigue Et je me sens fatigue Fais-moi un bon cafe J'ai une histoire a te raconter.
Il etait une fois quelqu'un Quelqu'un que tu connais bien Il est parti tres loin Il s'est perdu, il est revenu.
Salut, c'est encore moi! Salut, comment tu vas? Le temps m'a paru tres long Loin de la maison j'ai pense a toi.
Tu sais, j'ai beaucoup change Je m'etais fait des idees Sur toi, sur moi, sur nous, Des idees folles, mais j'etais fou.
Tu n'as plus rien a me dire Je ne suis qu'un souvenir Peut-etre pas trop mauvais Jamais plus je ne te dirai:
Salut, c'est encore moi! Salut, comment tu vas? Le temps m'a paru tres long Loin de la maison j'ai pense a toi
Je m'baladais sur l'avenue, Le coeur ouvert a l'inconnu. J'avais envie de dire bonjour A n'importe qui. N'importe qui - ce fut toi Et je t'ai dit n'importe quoi. Il suffisait de te parler Pour t'apprivoiser.
Oh, Champs-Elysees! Oh, Champs-Elysees! Au soleil, sous la pluie, A midi ou a minuit Il y a tout ce que vous voulez Aux Champs-Elysees!
Tu m'a dit j'ai rendez-vous Dans un sous-sol avec des fous Qui vivent la guitare a la main Du soir au matin. Alors je t'ai accompagne On a chante, on a danse Et l'on n'a meme pas pense a s'embra-asser.
Oh, Champs-Elysees! Oh, Champs-Elysees! Au soleil, sous la pluie, A midi ou a minuit Il y a tout ce que vous voulez Aux Champs-Elysees!
Hier soir deux inconnus Et ce matin sur l'avenue Deux amoureux tout etourdi Par la longue nuit Et de l'Etoile a la Concorde Un orchestre a mit les cords Tous les oiseaux du point de jour chantent l'amour!
Oh, Champs-Elysees! Oh, Champs-Elysees! Au soleil, sous la pluie, A midi ou a minuit Il y a tout ce que vous voulez Aux Champs-Elysees!
Oh, Champs-Elysees! Oh, Champs-Elysees! Au soleil, sous la pluie, A midi ou a minuit Il y a tout ce que vous voulez Aux Champs-Elysees!